Многим из автолюбителей известен тот факт, что механическая КП рассчитана на 4 или максимум 5 передач. Если же говорить об автомате, то число их увеличивается до 8, а в случае вариатора количество переключений ничем не ограничено. Механическая коробка – практически прошлый век, а значит целесообразно задаться вопросом: какая коробка передач лучше, автомат или вариатор? Перед тем, как дать однозначный ответ на этот вопрос, следует хорошо разобраться и с тем, и с другим видом.
Обратимся к историческим моментам.
Содержание
История автоматов
Сама идея по созданию такой коробки передачи, которая работала бы в автоматическом режиме, возникла приблизительно сто лет назад. При этом стоит отметить, что уже тогда на некоторые из видов автомобилей устанавливалось некоторое подобие кп, которые применяются в конструкции современных машин.
Примерно в 1910-1914 годах концернами Mercedes была выпущена партия автомобилей, в которой применялся практически самый первый вариант автоматических коробок передач. По крайней мере, по принципу работы те коробки достаточно сильно напоминали современные аналоги.
К концу 1930 года концерны типа «Ford» и «Chrysler» серьезно отнеслись к идее создания автомобилей с автоматической коробкой передач и запустили серийное производство соответствующих моделей. Наибольшего успеха в сфере добилась «GMC», которая в 1940 году установила на автомобили автоматику типа «Hydromantic». Первыми линейками, получившими такие коробки, стали «Cadillac» и «Oldsmobile».
Затем вплоть до 80-х годов автоматы преодолевали путь постоянного изменения и совершенствования. Также, наряду с прочими характеристиками, повышалась их надежность. Особенное внимание в процессе модернизации уделялось гидравлической системе управления. Это было вызвано стремлением довести её до безукоризненно совершенного состояния. Примерно в это время происходит разработка концерном Mercedes особой по своей конструкции и сложности гидравлической схемы блока управления.
Спустя время производители стали применять для управления АКПП электронные элементы и составляющие. Впервые это было сделано заводом Toyota. Затем Ford перенял технологию применения электронных комплектующих. А к 1991 году «GMC» разработали трансмиссии с целиком электронной системой, осуществляющей управление АКПП.
В нынешних условиях принято выделять две тенденции по развитию трансмиссий с АКПП: первая обусловлена постоянным развитием и увеличением числа передач, а вторая отвечает улучшению электронной составляющей управления и её программного обеспечения.
В настоящее время производители и фирмы типа «Honda», «Audi», «Nissan», а так же другие стали активно в конструкции своих автомобилей применять трансмиссии с бесступенчатым методом изменения передаточного отношения. Английская аббревиатура – CVT (кстати о вариаторах!).
Что касается электронных составляющих и обеспечения, то произошел резкий скачок от относительно простых систем к сложным, с программами, которые способны принимать решения по выбору алгоритмов переключений передач. К тому же на данный момент распространены АКПП с автоматической системой самодиагностики, что вывело такую КП на качественно новый уровень развития.
Преимущества и недостатки АКПП
Среди выделяющихся достоинств автоматики особенно примечательны:
- легкость в управлении транспортным средством. Такой вариант коробки передач позволит освободить голову от мыслей на тему своевременного переключения;
- невозможность сжигания сцепления, что, например, для механики – частое явление;
- уменьшение износа двигателя путем «щадящего» переключения передач;
- относительно небольшой расход топлива.
К минусам относятся:
- отсутствие динамики, присущей механическим аналогам;
- дороговизна ремонта;
- необходимость часто заменять моторное масло;
- масло для автоматов при достаточно низких температурах густеет.
Для большего прояснения вопроса, поставленного в начале статьи, рассмотрим устройство АКПП.
Как устроен автомат
В классическом варианте АКПП включает две главные составляющие: гидротрансформатор и планетарную коробку. Хотя механическая основа АКПП менялась на протяжении долгих лет, а вместе с ней и количество передач (с 4 до 8), в целом значимых изменений, как в конструкции, так и в показателях не произошло. Если же говорить о системе управления, сопряженной с таким видом КП, то она изменилась достаточно сильно.
На самых первых автомобилях с автоматикой присутствовал крохотный переключатель, а с течением времени развивающиеся трансмиссии приобрели способность выполнять переключение без вмешательств водителя. Следующей ступенью эволюции в системе управления АКПП стало появление режимов «спорт» и «комфорт».
Пришло время рассмотреть вариаторную коробку передач.
История вариаторных коробок передач
История такого типа КП куда старше даже истории самих механических коробок передач. Она начинается приблизительно в 19 веке, когда вариаторы применялись ещё в приводных системах производственного оборудования. Когда время перевалило за 20 век, подошла очередь создания так называемых «механических повозок». К сожалению (или счастью), пока лишь двухколесных.
Видимо именно поэтому к середине века вариаторы плавно перекочевали в скутеры, мотоциклы и прочую мототехнику.
Хотя стоит отметить, что в те времена вариаторы как составная часть трансмиссии автомобилей совсем не рассматривались. Напрашивается вопрос: почему?
Причина кроется в маленьком ресурсе вариаторной КП при громадной сложности управления при передачах больших крутящих моментов. Вместо привычных сегодня металлических ремней применялись их резиновые аналоги, которые чаще изнашивались, растягивались и проскальзывали. К тому же требовалось наличие устройства, которое бы размыкало мощностный поток, когда транспорт трогался бы. Мы говорим о сцеплении.
Как ни крути, а экспериментаторы находились всегда, и первыми, кто решился применить вариаторы для конструирования машин, стал «DAF». Хотя, следовало бы отметить, что особенным прорывом это не явилось, ведь двигатель в 590 кубиков предполагал аналогию по работе с теми же мопедами или скутерами.
Следующими, кто проложил новую ступень в развитии истории вариаторов, стал «Volvo». Он перекупил легковое отделение «DAF», и к своему удивлению был вынуждены применять вариаторы. Причина в том, что перестроить производство было бы куда сложнее и затратнее, чем сохранить всё, как есть, и довольствоваться вариаторами. Поэтому было принято решение совершенствовать вариаторы.
Был достигнут ресурс работы в 30 тысяч км. После преодоления транспортным средством этого расстояния ремень, о котором мы говорили ранее, требовалось менять. Хотя такое положение вещей «Volvo» не устраивало, и на дальнейших попытках модернизации была поставлена точка.
Затем появились японцы, которые открыли следующую ступень в развитии вариаторов. Они буквально начали «вариаторную эпоху». Следом начали применение вариаторов «Nissan» и«Audi». Современный рынок моделей с вариаторными КП представлен флагманами ведущих европейских заводов.
Плюсы и минусы вариатора
Характерным для данного типа коробки передач плюсами являются:
- быстрый набор скорости, не присущий аналогам;
- малый расход горючего;
- отсутствие «рывков», что увеличивает ресурс мотора;
- простота в управлении автомобилем.
Среди минусов особенно выделяются:
- сложность и высока цена ремонта. Редкие мастерские берутся за починку вариаторов;
- долговечность службы вариатора можно обеспечить лишь путем регулярной замены ремня между шкивами, а это достаточно недешевое «удовольствие»;
- для работы такой кп потребуется особое масло, которое очень трудно достать, а цена его, как и все обслуживание вариатора – высокая.
При эксплуатации вариатора следует помнить о том, что самое большое и вредоносное трение образуется в местах вращения шкивов и ремня, что передает момент силы ведомому валу от ведущего. За счет этого обеспечивается плавное переключение передач, несмотря на наличие трений. Для того, чтобы компенсировать износы и обеспечить защиту элементов вариатора, рекомендуется применение специальных составов.
Рассмотрим детально устройство вариатора.
Как устроена вариаторная КП
Переключение в такой коробке передач происходит достаточно плавно, что является важным отличием от КП других видов. Сам по себе вариатор – это бесступенчатая коробка передач, она осуществляет в заданном диапазоне равномерное изменение передаточных чисел.
Из-за определенных мощностных ограничений вариаторы в настоящий момент получили распространение лишь на легковушках, и то в недостаточных для того, чтобы назвать их популярными, объемах.
Существуют два основных вида вариаторов, которые применяются в конструировании машин – клиноременный и тороидный вариаторы.
Общее устройство КП вариаторного типа таково: имеется механизм, который обеспечивает передачу крутящего момента и отсоединение КП от двигателя; непосредственно вариатор; установка для движения назад (задний ход); механизм управления.
Также для того, чтобы передать крутящий момент и разъединить вариатор и двигатель, используются механизмы: автоцентробежное сцепление; сцепление на основе электромагнита при наличии управления электронным компьютером; различные гидротрансформаторы.
Приобрести вариатор или автомат?
Итак, лучше автомат или вариатор? Некоторые считают, что надежнее вариатор, да и качественнее, другие руками и ногами за автомат. Но прежде всего следует определиться с собственными предпочтениями.
НЕ ТРАТЬТЕ ДЕНЬГИ НА ПЕРЕКРАСКУ!
Теперь Вы сами сможете всего за 5 секунд убрать любую царапину с кузова вашего автомобиля.
Любителям «погонять» и тем, кто обожает экстремальную езду, и без неё себя не представляет, вариатор категорически не подойдёт. Здесь лучшим выбором будет автоматическая коробка передач. Хотя, по классике жанра, заядлые гонщики предпочитают механику. Её передаточный механизм более других приспособлен к динамичной езде.
В случае же, если вы – сторонник аккуратной и спокойной, комфортной езды, следите за расходом топлива и предпочитаете легкое управление транспортным средством, то вариатор – именно то, что вам подходит.
Различия между вариаторами и автоматами
Принципиальные и наиболее заметные различия между автоматическими и вариаторными коробками передач заключаются в следующем:
- Автоматическая КП отличается меньшей динамикой по сравнению с вариатором.
- Расход горючего в случае автомата в разы выше, чем при езде на вариаторе.
- Вариаторные КП потребляют намного меньше моторного масла, чем автоматы, к тому же в первых масло менять придется намного чаще.
- При относительно дорогом ремонте в случае как с первым, так и вторым вариантом, при учете конструкционных особенностей можно сделать заключение, что автомат ремонтируется куда быстрее.
- Опять же о конструктивных особенностях. Автоматами используется гидротрансформатор, а вариаторы работают без переключения передач в принципе.
Заключение
Итак, однозначного вывода о том, что лучше в борьбе «акпп — вариатор» просто-напросто нет. И ответить на вопрос: «что лучше вариатор или автоматическая коробка передач?», — очень и очень сложно. И первый, и второй варианты имеют как свои плюсы, так и определенные недостатки. Обе из коробок передач прошли длительный и насыщенный путь развития, благодаря которому заняли почетные места (и вполне заслуженные) в помещениях известнейших концернов по производству автомобилей.
Если всё-таки вопрос выбора встает ребром, то лучше всего для начала определиться с тем, как вы ведете себя на дорогах, и уже исходя из этого принимать решение. После того, как вы познали себя как водителя, следует тщательно изучить характеристики той или иной коробки передач и уже после этого сделать окончательный выбор. Удачи на дорогах!