Типтроник: что это такое?

Типтроник что это такое? Нередкий вопрос, ответ на который может удивить начинающих автомобилистов. Многие владельцы ошибочно предполагают, что типтроник — это отдельная коробка передач. На деле, всё обстоит намного интереснее. Это не является новым видом трансмиссии, а скорее модернизированная версия автоматической коробки передач.

На фото изображена модернизированная версия автоматической коробки передач (типтроник)

Типтроник — модернизированная версия автоматической коробки передач


Происхождение

Сейчас типтроник является торговой маркой. Впервые он был разработан и протестирован на спортивном болиде Феррари в 89 году XX века. Пройдя успешно испытания, данная технология была направлена на серийный выпуск, а право на это получила немецкая компания Порше. Через год, первым автомобилем на котором применился этот принцип работы трансмиссии, стал Порше модели 911. В коробке было всего 4 ступени, которые переключались как механически, так и автоматически под управлением программного модуля. Сегодня, АКПП типтроник применяется практически на всех новых серийных авто с АКПП. Нюанс в том, что другие автомобильные концерны сделали подобные доработки в АКПП, и назвали их по-другому – «эспатик», «степ-троник», «тач-троник» «свитч-троник».

Изображен типтроник на Порше модели 911

Первым автомобилем, на котором применился типтроник, стал Порше модели 911

Устройство типтроника

Коробка типтроник имеет программируемую систему переключения передач, которая производит плавное переключение передач, не давая трансмиссии осуществлять скачки и рывки. Коробка оборудуется дополнительным модулем, при котором можно пользоваться как обычным автоматом, так и механическим переключением ступеней.

Важно: эта технология умного переключения передач позволяет резко тормозить мотор, чего невозможно сделать на обычном автомате в автомобиле.

По внешнему виду она практически ничем не отличает от АКПП. Возле 5 ступеней передач располагается отсек ручного переключения, обозначенный символами плюс и минус. Удобство переключения такого типа в отсутствии надобности применять сцепления при переключении передачи и не уменьшая тягу. Некоторые производители пошли дальше и для комфорта расположили на руле кнопки переключения.

Изображены кнопки переключения передач на руле

Некоторые производители пошли дальше и для комфорта расположили на руле кнопки переключения

Дополнением в коробке служит встроенный спортивный режим, перейдя в который можно существенно поднять тягу машины и оценить весь её потенциал. При работе в «спорт режиме» число вращений достаточно увеличивается, позволяя быстрее набирать скорость.

Важно: перейдя в этот режим коробки, можно легко осуществить обгон, так как количество оборотов существенно возрастёт.

Изображена автоматическая коробка передач со схематичным обозначением спорт-режима

Дополнением в коробке служит встроенный спортивный режим

Обобщая, можно привести все отличительные функции на примерах:

    • при поездке на дальние расстояния, удобно использовать автоматический режим, водителю только остаётся рулить и следить за дорогой. Если, во время пути дорога начинает подниматься (в гору), или образовываются наледи, автомат не сможет справиться с этим так, как это делает механика. На типтронике достаточно просто переключиться в режим «Д», чтобы взять ситуацию на дороге под контроль;
    • на типтронике зимой удобнее трогаться с места. Движение начинается со второй передачи и колёса практически не пробуксовывают;

  • выехав на бездорожье и переведя автомобиль в механический режим, удобнее контролировать движение, где при необходимости надо либо понижать, либо повышать передачи при объезде и преодолении различных препятствий;
  • используемые в типтронике технологии, позволяют защищать двигатель и трансмиссии при неправильном переключении передачи;
  • в расходе топлива типтроник, в сравнении с автоматом, потребляет меньше, но по сравнению с механикой — больше.

Принцип работы

Изображена схема переключения с автомата в режим типтроник

Схема переключения с автомата в режим типтроник

Как и в обычной коробке автомат, так и в типтронике принцип работы селектора практически идентичен. Основным отличием является контроль за переключением коробки в обоих режимах специальным программируемым блоком. АКПП, оборудованная типтроником, может быть устроена по-разному, как и принцип работы переключателей. К примеру – одно положение может активировать самую высокую передачу, а другое самую низкую, третье активирует другой тип переключения. При осуществлении всех этих переключений, в электронный блок управления поступает сигнал, блок, в свою очередь, запускает определённый алгоритм, который направлен на осуществление запрограммированного действия.

Такая система управления часто идёт с принципом работы на лепестках. В пути, чтобы активировать ручной режим, нужно зажать лепестки, после чего система переведёт работу в механический режим переключения скоростей. В механическом режиме, если перестали переключать селектор, система начнёт отсчёт времени, после которого переведёт самостоятельно коробку в автоматический режим.

Важно: подобная система есть в мультитронике. В этом типе передаточные числа запрограммированы на каждый ход переключения коробки.

Система управления

Автоматическая коробка передач с типтроником по управлению не имеет ничего сложного. В зависимости от расположения отсека для перехода в механический режим она будет располагаться либо на руле (лепестки), либо рядом с рычагом выбора диапазонов. В стандартном исполнении коробки будут диапазоны – (p), (r), (n), (d). При езде в режиме (d), переключение передач контролирует электронный блок управления (бортовой компьютер). Чтобы перейти в режим механического переключения передач, нужно от режима (d), переключить селектор вбок, где есть небольшой отсек с обозначениями (+) и (-). Где (+) означает повышение, а (-) понижение передачи.

Изображена автоматическая коробка передач со схематичным обозначением повышения и понижения скорости

(+) означает повышение, а (-) понижение передачи

Лепестки на руле имеют тот же принцип переключения и обозначаются той же символикой. Каждая переключённая передача отображается на приборной панели. Перейдя обратно на автоматическую коробку, блок управления вновь активируется и продолжает следить за управлением. Система будет блокировать неправильные попытки переключения передач, а при резком торможении на первой скорости не даст мотору заглохнуть. Блок своей работой в момент торможения и старта упрощает принцип работы коробки. Это удобно во время движение по светофорам – пропадает необходимость постоянно переключать коробку.

Производители также оборудуют коробки с типтрониками различными режимами. Так, в спорт режиме система будет удерживать максимальное количество оборотов на каждой передаче, облегчая процесс обгона. При зимнем режиме будет происходить более плавный старт, уменьшающий пробуксовку колёсами.

Положительные и отрицательные моменты в работе типтроника

Любая коробка имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Многое, конечно, зависит и от самого водителя. Кто-то любит комфорт при езде, а кто-то наоборот контролировать каждый шаг автомобиля. Ниже будут приведены общие плюсы и минусы работы коробки, чтобы можно было реально её оценивать.

Удаление царапин на кузове автомобиля без покраски.

НЕ ТРАТЬТЕ ДЕНЬГИ НА ПЕРЕКРАСКУ!
Теперь Вы сами сможете всего за 5 секунд убрать любую царапину с кузова вашего автомобиля.

Плюсы:

  • в момент обгона типтроник не допускает падение оборотов при повышении передачи;
  • система позволяет моментально тормозить мотор;
  • в случае возникновения аварийной ситуации, быстро переключившись в ручной режим, можете взять управление на себя, чтобы избежать аварии;
  • на бездорожье машина на типтронике ведёт себя более отзывчиво, позволяя эффективно преодолевать различные препятствия;
  • старт со второй передачи позволяет избежать сильной пробуксовки колёс зимой;
  • автомобиль с типтроником экономичней потребляет топливо, чем простой автомат;
  • типтроник оборудован системой защиты от неправильного переключения передач.
Изображена коробка передач типтроник

Типтроник оборудован системой защиты от неправильного переключения передач

Минусы

Первый минус связан с износостойкостью механизмов АКПП с типтроником. Из-за дополнительных рычагов и модулей на трансмиссию идёт дополнительная нагрузка. Тут важную роль играет и частота переходов из одного режим в другой и условия эксплуатации — хорошая дорога или бездорожье.

Второй минус связан с проблемой, как и у обычных автоматических коробок передач. Это задержка при переключении передач. В отдельных ситуациях она может достигать до 1 секунды.

Третий минус – это масса самой коробки. Трансмиссия с типтроником гораздо тяжелее и больше по сравнению с механической или простой автоматической КПП.

Вывод

Рассмотрев все детали в статье, теперь можно ответить на вопрос – что такое типтроник? По сути, это та же автоматическая коробка передач, доработанная режимом ручного переключения скоростей и системным помощником программируемого, электронного блока управления. Создав коробку с типтроником, производители автомобилей нашли баланс между комфортом езды на автоматической коробке и эффективностью механической коробки передач.

Оцените статью:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Сохраните ссылку чтобы не потерять, она Вам понадобиться:

Оставить комментарий

Нажимая на кнопку отправить, я принимаю условия пользовательского соглашения , а также ознакомлен и согласен с политикой конфиденциальности и даю согласие на обработку моих персональных данных