Типтроник что это такое? Нередкий вопрос, ответ на который может удивить начинающих автомобилистов. Многие владельцы ошибочно предполагают, что типтроник — это отдельная коробка передач. На деле, всё обстоит намного интереснее. Это не является новым видом трансмиссии, а скорее модернизированная версия автоматической коробки передач.
Содержание
Происхождение
Сейчас типтроник является торговой маркой. Впервые он был разработан и протестирован на спортивном болиде Феррари в 89 году XX века. Пройдя успешно испытания, данная технология была направлена на серийный выпуск, а право на это получила немецкая компания Порше. Через год, первым автомобилем на котором применился этот принцип работы трансмиссии, стал Порше модели 911. В коробке было всего 4 ступени, которые переключались как механически, так и автоматически под управлением программного модуля. Сегодня, АКПП типтроник применяется практически на всех новых серийных авто с АКПП. Нюанс в том, что другие автомобильные концерны сделали подобные доработки в АКПП, и назвали их по-другому – «эспатик», «степ-троник», «тач-троник» «свитч-троник».
Устройство типтроника
Коробка типтроник имеет программируемую систему переключения передач, которая производит плавное переключение передач, не давая трансмиссии осуществлять скачки и рывки. Коробка оборудуется дополнительным модулем, при котором можно пользоваться как обычным автоматом, так и механическим переключением ступеней.
Важно: эта технология умного переключения передач позволяет резко тормозить мотор, чего невозможно сделать на обычном автомате в автомобиле.
По внешнему виду она практически ничем не отличает от АКПП. Возле 5 ступеней передач располагается отсек ручного переключения, обозначенный символами плюс и минус. Удобство переключения такого типа в отсутствии надобности применять сцепления при переключении передачи и не уменьшая тягу. Некоторые производители пошли дальше и для комфорта расположили на руле кнопки переключения.
Дополнением в коробке служит встроенный спортивный режим, перейдя в который можно существенно поднять тягу машины и оценить весь её потенциал. При работе в «спорт режиме» число вращений достаточно увеличивается, позволяя быстрее набирать скорость.
Важно: перейдя в этот режим коробки, можно легко осуществить обгон, так как количество оборотов существенно возрастёт.
Обобщая, можно привести все отличительные функции на примерах:
- при поездке на дальние расстояния, удобно использовать автоматический режим, водителю только остаётся рулить и следить за дорогой. Если, во время пути дорога начинает подниматься (в гору), или образовываются наледи, автомат не сможет справиться с этим так, как это делает механика. На типтронике достаточно просто переключиться в режим «Д», чтобы взять ситуацию на дороге под контроль;
- на типтронике зимой удобнее трогаться с места. Движение начинается со второй передачи и колёса практически не пробуксовывают;
- выехав на бездорожье и переведя автомобиль в механический режим, удобнее контролировать движение, где при необходимости надо либо понижать, либо повышать передачи при объезде и преодолении различных препятствий;
- используемые в типтронике технологии, позволяют защищать двигатель и трансмиссии при неправильном переключении передачи;
- в расходе топлива типтроник, в сравнении с автоматом, потребляет меньше, но по сравнению с механикой — больше.
Принцип работы
Как и в обычной коробке автомат, так и в типтронике принцип работы селектора практически идентичен. Основным отличием является контроль за переключением коробки в обоих режимах специальным программируемым блоком. АКПП, оборудованная типтроником, может быть устроена по-разному, как и принцип работы переключателей. К примеру – одно положение может активировать самую высокую передачу, а другое самую низкую, третье активирует другой тип переключения. При осуществлении всех этих переключений, в электронный блок управления поступает сигнал, блок, в свою очередь, запускает определённый алгоритм, который направлен на осуществление запрограммированного действия.
Такая система управления часто идёт с принципом работы на лепестках. В пути, чтобы активировать ручной режим, нужно зажать лепестки, после чего система переведёт работу в механический режим переключения скоростей. В механическом режиме, если перестали переключать селектор, система начнёт отсчёт времени, после которого переведёт самостоятельно коробку в автоматический режим.
Важно: подобная система есть в мультитронике. В этом типе передаточные числа запрограммированы на каждый ход переключения коробки.
Система управления
Автоматическая коробка передач с типтроником по управлению не имеет ничего сложного. В зависимости от расположения отсека для перехода в механический режим она будет располагаться либо на руле (лепестки), либо рядом с рычагом выбора диапазонов. В стандартном исполнении коробки будут диапазоны – (p), (r), (n), (d). При езде в режиме (d), переключение передач контролирует электронный блок управления (бортовой компьютер). Чтобы перейти в режим механического переключения передач, нужно от режима (d), переключить селектор вбок, где есть небольшой отсек с обозначениями (+) и (-). Где (+) означает повышение, а (-) понижение передачи.
Лепестки на руле имеют тот же принцип переключения и обозначаются той же символикой. Каждая переключённая передача отображается на приборной панели. Перейдя обратно на автоматическую коробку, блок управления вновь активируется и продолжает следить за управлением. Система будет блокировать неправильные попытки переключения передач, а при резком торможении на первой скорости не даст мотору заглохнуть. Блок своей работой в момент торможения и старта упрощает принцип работы коробки. Это удобно во время движение по светофорам – пропадает необходимость постоянно переключать коробку.
Производители также оборудуют коробки с типтрониками различными режимами. Так, в спорт режиме система будет удерживать максимальное количество оборотов на каждой передаче, облегчая процесс обгона. При зимнем режиме будет происходить более плавный старт, уменьшающий пробуксовку колёсами.
Положительные и отрицательные моменты в работе типтроника
Любая коробка имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Многое, конечно, зависит и от самого водителя. Кто-то любит комфорт при езде, а кто-то наоборот контролировать каждый шаг автомобиля. Ниже будут приведены общие плюсы и минусы работы коробки, чтобы можно было реально её оценивать.
НЕ ТРАТЬТЕ ДЕНЬГИ НА ПЕРЕКРАСКУ!
Теперь Вы сами сможете всего за 5 секунд убрать любую царапину с кузова вашего автомобиля.
Плюсы:
- в момент обгона типтроник не допускает падение оборотов при повышении передачи;
- система позволяет моментально тормозить мотор;
- в случае возникновения аварийной ситуации, быстро переключившись в ручной режим, можете взять управление на себя, чтобы избежать аварии;
- на бездорожье машина на типтронике ведёт себя более отзывчиво, позволяя эффективно преодолевать различные препятствия;
- старт со второй передачи позволяет избежать сильной пробуксовки колёс зимой;
- автомобиль с типтроником экономичней потребляет топливо, чем простой автомат;
- типтроник оборудован системой защиты от неправильного переключения передач.
Минусы
Первый минус связан с износостойкостью механизмов АКПП с типтроником. Из-за дополнительных рычагов и модулей на трансмиссию идёт дополнительная нагрузка. Тут важную роль играет и частота переходов из одного режим в другой и условия эксплуатации — хорошая дорога или бездорожье.
Второй минус связан с проблемой, как и у обычных автоматических коробок передач. Это задержка при переключении передач. В отдельных ситуациях она может достигать до 1 секунды.
Третий минус – это масса самой коробки. Трансмиссия с типтроником гораздо тяжелее и больше по сравнению с механической или простой автоматической КПП.
Вывод
Рассмотрев все детали в статье, теперь можно ответить на вопрос – что такое типтроник? По сути, это та же автоматическая коробка передач, доработанная режимом ручного переключения скоростей и системным помощником программируемого, электронного блока управления. Создав коробку с типтроником, производители автомобилей нашли баланс между комфортом езды на автоматической коробке и эффективностью механической коробки передач.