Автоматическая коробка передач – это сложное устройство в автомобиле, без которого его работа просто невозможна. Трансмиссия предназначена для передачи крутящего момента с двигателя на колеса автомобиля и введена в конструкцию современных автомобилей из-за недостатков бензиновых и дизельных двигателей внутреннего сгорания.
Автоматическая трансмиссия не находится в жесткой связи с двигателем автомобиля, для передачи крутящего момента используется гидротрансформатор. Он состоит из двух колес, не соединенных друг с другом, которые закручиваются от потоков масла.
Трансмиссионное масло очень важно для автоматической коробки передач. Ведь без масла она работать просто не будет. С помощью трансмиссионной жидкости происходит передача крутящего момента с двигателя на колеса автомобиля, она помогает отводить тепло с постоянно нагревающихся деталей, смазывает их и защищает от истирания, с помощью давления масла происходит переключения скоростей.
Поэтому к маслу для автоматической коробки передач предъявляются очень серьезные требования. Оно должно сохранять свои свойства (например, вязкость) в течение длительного времени и постоянного огромного перепада температур, выдерживая суровые российские морозы и многочасовые пробки в жару.
Во время своей работы автоматическая коробка передач и её механизмы неизбежно изнашиваются. Останки частей и деталей коробки из металла, резины, пластмассы и пластика неизбежно попадают в трансмиссионное масло.
Часть осколков оседает в фильтре, а часть остается, постоянно путешествуя по всем внутренностям коробки, засоряя её самые узкие каналы и обрабатывая их, как наждачная бумага. При истирании фрикционов до клеевого слоя, его частички попадают в масло, и оно становится «горелым», такое масло пропитывает остальные фрикционы, и они также быстро умирают.
Современные фильтры изготавливаются из фетра, они являются одноразовыми и их нельзя промыть и поставить обратно. Со временем они могут накопить в себе столько мусора, что создадут гидравлическое сопротивление в системе или даже гидравлический затвор. В результате масло будет сильно задерживаться на фильтре и его давления и количества будет недостаточно для смазывания всей системы. Отдаленные части автоматической коробки начнут страдать от недостатка смазки и плохого отвода тепло, или же, как это еще называют – «масляного голодания». Если смазки не хватает, то детали начинают истираться, ломаться, крошиться и перегреваться. А это означает цепную реакцию и скорую смерть всей трансмиссии.
Грязное масло со временем само по себе теряет смазывающие и теплопроводные свойства. С огромным количеством мусора внутри себя, оно обретает мощные абразивные свойства, которые истирают внутренности АКПП.
В первую очередь от этого страдает гидравлическая клапанная плита, которая производится из алюминия и представляет из себя плиту с лабиринтом маленьких каналов, куда устанавливаются различные элементы АКПП, обеспечивающие переключение передач. Соленоиды, клапаны и датчики забиваются мусором до такой степени, что начинают заедать, масло расширяет каналы и делает отверстия в уплотнительных элементах. В результате гидроблок начинает работать неправильно, клапана открываются на полную, пытаясь компенсировать потери давления, через гидроблок начинают протекать огромные потоки грязного, абразивного масла, и он умирает еще быстрее. И все это время он создает внутри АКПП неправильные режимы и масляное голодание.
Исходя из вышеописанного – менять масло и следить за его состоянием очень важно. И именно халатное отношение к этому вопросу и является самой частой причиной поломок АКПП и дорогостоящего ремонта. Сами по себе автоматические коробки очень надежные и имеют огромный ресурс, но все это сводится на нет, если не менять в них масло.
Замена масла в АКПП Тойота Королла
Тойота Королла в 150 кузове один из самых массовых и распространенных автомобилей в мире.
Он комплектуется АКПП производства дочерней фирмы Тойота – Айсин. И вся линейка АКПП, устанавливаемых на автомобили Королла, стабильно находится в тройке мировых лидеров по обращениям в ремонт в связи с поломкой автоматических трансмиссий. И это не потому, что коробки от Айсин плохие и ненадежные. Как раз наоборот, Королла и её АКПП одни из самых надежных в мире. Слоган Тойота: «управляй мечтой» не зря остается таким на протяжении уже много лет. После покупки Тойота Королла в 150 кузове человек редко думает о её замене на другой автомобиль и спокойно ездит на ней 5, 10 и даже 20 лет. В какой-то момент АКПП ломается или просто нуждается в капитальном ремонте, этот человек едет на ремонт, ремонтирует и продолжает наслаждаться ездой на «мечте».
При своевременной замене масла АКПП Королла в 150 кузове потребует капитального ремонта только через 350 тыс. километров пробега.
Периодичность замены масла в АКПП Королла в 150 кузове составляет около 150 тыс. километров пробега. Но если автоматическая трансмиссия подвергалась жестким условиям эксплуатации: агрессивной езде и постоянным ускорениям с «педалью в пол», буксировке грузов и автомобилей и пробуксовкам в снегу и грязи – этот срок можно смело сократить в два и даже три раза.
Наблюдать за маслом и проверять его уровень рекомендуется раз в 50 тыс. километров пробега для новых автомобилей и раз в 20 тыс. километров пробега для автомобилей, с выпуска которых прошло более пяти лет.
Процедура замены масла в АКПП Королла своими рука ми описана ниже.
НЕ ТРАТЬТЕ ДЕНЬГИ НА ПЕРЕКРАСКУ!
Теперь Вы сами сможете всего за 5 секунд убрать любую царапину с кузова вашего автомобиля.
Что понадобится для замены масла в АКПП Королла своими руками:
- Оригинальное масло АКПП Королла (Тойота АТФ-4 или WS);
- Воронка для заливки свежего масла;
- Перчатки, чтобы не отмывать руки от масла и грязи;
- Набор шестигранников, ключей и головок, который должен быть в каждом автомобиле;
- Новый фильтр для трансмиссионного масла, его целесообразно менять при каждой замене, особенно если она наступила в рекомендуемый срок в 150 тыс. километров пробега;
- Бензин или керосин, для того чтобы отмыть поддон.
- Емкость для слива старого масла.
Алгоритм замены масла в АКПП Королла:
- Замена своими руками производится на эстакаде, яме или подъемнике, куда и помещается автомобиль.
- Для слива старого масла своими руками откручивается сливное отверстие снизу коробки.
- С помощью набора ключей осторожно откручивается поддон. Он содержит в себе остатки масла, которые могут пролиться на голову незадачливого ремонтника. Масло может быть еще и горячим. Следует открутить часть болтов, чтобы поддон остался висеть под наклоном и остатки масла покинули его под действием силы гравитации.
- Когда в поддоне не осталось масла, следует его осторожно снять, стараясь не повредить прокладки, иначе придется закупать новые.
- После этого необходимо открутить пробку дифференциала и также слить оттуда остатки жидкости.
- Поддон, пробка, место установки поддона аккуратно отмываются от масла до состояния зеркальной поверхности. Если в поддоне были установлены магниты для удержания металлических опилок, их лучше снять и очистить от них. После этого все следует протереть сухой тряпкой. Магниты возвращаются на место.
- Далее производится замена фильтра и его уплотнительного элемента.
- Все собирается в обратном порядке.
- Через контрольное и заливное отверстие вливается новое масло. Сколько его заливать можно определить по тому, сколько оказалось в емкости, которая использовалась для слива масла.
- Далее необходимо прогреть автомобиль до рабочей температуры.
- На нагретом двигателе, при нажатой педали тормоза поочередно меняются все положения селектора передач с задержкой в каждом от 30 секунд до минуты. Процедура проводится три раза. Это позволит свежему маслу быстрее распространиться по коробке передач.
- Автомобиль загоняется на ровную горизонтальную площадку и производится замер уровня масла. Если уровень недостаточный – масло необходимо долить. Если масла слишком много, то слить через немного открученную сливную пробку. Превышенный уровень масла для АКПП очень опасен. Оно вспенится и потеряет свои свойства. Недостаточный уровень приведет к масляному голоданию и так тоже ездить нельзя.
Поскольку в АКПП осталась небольшая часть старого масла, процедуру можно повторить три-четыре раза, проезжая после каждой частичной замены по 500-1000 километров. Тогда будет достигнута полная замена масла.
Автор: Д. Спирин