АКПП робот: что это такое?

В начале 21 века производители автомобилей пророчили скорую смерть автоматических коробок передач. Они не соответствовали современным тенденциям топливной экономии и получения максимального КПД от двигателя. Несколько концернов независимо друг от друга начали разработку новых решений и итогом их стало появление роботизированных коробок переключения передач (РКПП) или «роботов».

АКПП робот на белом фоне

Роботизированная коробка передач

Что такое коробка-робот?

Конструктивно робот представляет из себя обычную механическую коробку переключения передач, но сцеплением и самим процессом переключения передач управляет компьютер с помощью специальных механизмов, «актуаторов». Они представляют собой сервоприводы, обычно это шаговые электромоторы с редуктором и исполнительным механизмом, иногда эти механизмы работают на гидравлике. Сама конструкция по размерам получилась близкой к МКПП и позволило разместить ее в подкапотном пространстве. Переключениями командует электронный блок управления на основе показаний датчиков скорости, оборотов двигателя, ESP, ABS и других. Коробка робот может управляется и в ручном режиме – на селекторе присутствует ответственные за это элементы управления.

Робот должен был сочетать в себе высокую топливную экономичность, динамику разгона, при этом оставаясь комфортным и надежным. Помимо всего этого его конструкция выходила дешевле АКПП.

Однако, на практике это семейство КПП ведет себя далеко не так удивительно, как задумывалось. Отзывы тут разделяются, некоторые автовладельцы довольны, некоторые не очень. Коробки-роботы получились не такими уж и надежными, как предполагалось, их реальный ресурс оказался значительно меньше, чем у отработанных АКПП.

АКПП робот на автомобиль Тойота Королла

Коробки-роботы получились не такими уж и надежными, как предполагалось

А про комфорт и вовсе можно было забыть. При агрессивном разгоне и скорости свыше 100 км/ч коробка начинала переключаться с очень чувствительными рывками, что совсем не соответствует представлению большинства автолюбителей о комфорте. Человек хотя бы немного знакомый с эксплуатацией механической коробки передач достаточно четко «чувствует» момент, когда необходимо переключить скорость быстро и плавно. А вот электроника чувствами не обладает – разъединяя на время сцепление двигателя и колес, что и приводит к ощутимым провалам и рывкам. Помимо этого, работа РКПП неизбежно сопряжена с шумами, лязгом и скрежетом. Ремонт роботов вышел недешевым, даже в сравнении с АКПП. Во многих случаях поломки заканчиваются заказом новой роботизированной коробки, потому что ремонт экономически нецелесообразен.

Коробки-роботы с двумя сцеплениями

Немного спасает ситуацию появление РКПП с двумя сцеплениями. Принцип действия таких РКПП такой же, только в них два сцепления – одно на четные, другое на нечетные передачи. Поочередное их срабатывание увеличивает комфорт переключений и надежность самой трансмиссии. К сожалению, это делает их значительно дороже.

Удаление царапин на кузове автомобиля без покраски.

НЕ ТРАТЬТЕ ДЕНЬГИ НА ПЕРЕКРАСКУ!
Теперь Вы сами сможете всего за 5 секунд убрать любую царапину с кузова вашего автомобиля.

Коробка-робот с двойным сцеплением в разрезе с подробным описанием

Поочередное срабатывание сцеплений увеличивает комфорт переключений и надежность самой трансмиссии

Такие РКПП называются преселективными. Например, когда автомобиль тронулся с места и набрал скорость, электронный блок управления включает вторую передачу одновременно с первой, но не замыкает ее сцепление. Когда компьютер решает, что момент для переключения настал, он отключает сцепление первой передачи и включает сцепление второй. И так далее. Такие КПП могут переключаться всего-навсего за 8 миллисекунд. Секвентальная коробка передач на Феррари справляется с этой задачей за 150 миллисекунд. Единственным недостатком этих коробок помимо цены является их неспособность передавать высокий крутящий момент. Правда, и эту проблему уже практически решили на Бугатти Вейрон.

Конкурирующие производители коробок передач пошли по иному пути. Понимая, что разработка и доведение до ума нового принципа и конструкции передач потребует большого количества времени и денежных затрат, они решили модернизировать существующие и отработанные АКПП. АКПП появилась достаточно давно, но на то, чтобы сделать их надежными, ушло пара десятилетий. Роботов, очевидно, ждет такая же судьба. Инженеры добавили АКПП дополнительные ступени, подогнали электронные блоки управления, уменьшили размер.

Новая восьмиступенчатая АКПП Hi-Matic в разрезе

Отзывы об АКПП нового поколения практически всегда положительные

В итоге современные АКПП снова стали перспективной разработкой. Теперь по расходу они не уступают коробкам роботам, но куда более комфортны и надежны, правда, по цене они все равно дороже. Отзывы об АКПП нового поколения практически всегда положительные, если менять масло они ездят очень долго.

Особенности эксплуатации автомобилей с РКПП

Любая трансмиссия имеет свои правила эксплуатации.

  1. При длительном подъеме в гору, или в тяжелых условиях необходимо переключиться в ручной режим, и активировать пониженную передачу.
  2. Разгон выполнять только плавно. Агрессивная езда – это основная причина короткой жизни роботов.
  3. При езде в заторе или плотном потоке, долгих стоянках на светофорах необходимо переключаться в ручной режим, и продолжать движение на первой передачи.
  4. Прогревать робот перед поездкой. Не менее одной минуты перед поездкой летом и не менее пяти минут зимой.
  5. Необходимо проводить замену масла и регулировку сцепления согласно срокам, указанным в технической инструкции к трансмиссии. Замена масла производится на 20000 километрах пробега. Многие роботизированные трансмиссии позиционируются как «необслуживаемые». То есть масло в них менять не надо, оно предназначено на весь срок службы коробки.
    Масло для РКПП Toyota Gear Oil

    Замена масла на РКПП рекомендуется производить на 20000 км пробега

    Однако, в процессе эксплуатации автомобиля любое масло будет загрязняться продуктами износа коробки и совершать свое грязное дело. Поэтому, если владелец автомобиля хочет продлить жизнь трансмиссии, его все равно лучше менять. Отзывы людей, которые послушали специалистов СТО и все равно меняли масло, обычно положительные, ремонт трансмиссии им приходилось производить значительно позже.

Ремонт РКПП

Основная причина выхода из строя этих трансмиссий – неправильная их эксплуатация, агрессивная езда и не поменянное вовремя масло. При бережном использовании и соблюдении всех рекомендаций механическая часть коробки изнашивается очень медленно.

Основной поставщик проблем в РКПП – это ее мехатронный модуль, мозг. По современной традиции, он выполняется в сборе с корпусом коробки и получает от нее огромную тепловую нагрузку, от которой контакты просто выгорают. Современные тонкие контакты и шлейфы также не добавляют надежности. Гидравлический блок быстро засоряется и абразивно обрабатывается частичками металла, которые переносятся с грязным маслом. Засоренные датчики начинают глючить, коробка работает неправильно и выходит из строя.

Устройство роботизированной коробки передач

Основная причина выхода из строя РКПП – неправильная их эксплуатация

  1. Одной из распространенных поломок является следующий случай: машина трогается с места, проезжает всего несколько метров и после этого отказывается двигаться, сигнализируя о неисправности трансмиссии. После выключения и зажигания, паузы в несколько секунд, автомобиль начинает работать нормально. Скорее всего, дело в выжимном подшипнике, ремонт его невозможен, только замена.
  2. Машина перестает нормально разгоняться и трогаться с места, появляется пробуксовка. Скорее всего, необходим ремонт всего комплекта сцепления. Эта ситуация происходит из-за износа дисков сцепления и их постоянной коррекции электронным блоком управления трансмиссии. После замены сцепления потребуется «адаптация» – перенастройка электронного блока управления под новые условия. Комплект сцепления в среднем живет 50000–70000 километров пробега.
  3. Рывки при движении показывают, что ремонт нужен актуатору.
  4. Проводка РКПП достаточно часто выходит из строя. Основный симптом этой проблемы – хаотично возникающий аварийный режим коробки, несвязанный ни с какими действиями водителя и пропадающий самостоятельно или после сброса ошибки. Иногда выйти их строя может и электронный блок управления, ремонт его нецелесообразен, только замена.
    АКПП робот для автомобиля Опель вектра

    Иногда выйти из строя может и электронный блок управления РКПП, ремонт его нецелесообразен

  5. Уставшие уплотнительные элементы начинают пропускать масло, под автомобилем после стоянки образуется лужи, уровень масла в коробке постоянно падает. Уплотнители и резинки необходимо менять, любая коробка не сможет ездить без масла.
  6. Завывания, удары внутри трансмиссии, скрежет говорят о выходе из строя или чрезмерном износе какого-то механического элемента, шестерней или подшипников.
  7. Механизм выбора передач достаточно ненадежное место. Передачи не включаются. Могли сломаться проводка, привода и так далее.
  8. Под замену попадают датчики давления масла, соленоиды, масляные насосы и их сальники.

 Автор: Д. Спирин

Оцените статью:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Сохраните ссылку чтобы не потерять, она Вам понадобиться:

Оставить комментарий

Нажимая на кнопку отправить, я принимаю условия пользовательского соглашения , а также ознакомлен и согласен с политикой конфиденциальности и даю согласие на обработку моих персональных данных