Автоматические коробки передач – это очень сложные механизмы, состоящие из огромного количества деталей. Точно определить возможные проблемы с АКПП возникли в данном конкретном случае можно только при полном разборе АКПП.
Содержание
Для начала необходимо снять коды ошибок системы самодиагностики и расшифровать. Помимо этого, можно прозвонить цепи, замерить давление, сделать тест вождением. Однако такая диагностика и процедуры редко дают точную картину – коробку нужно демонтировать и разбирать.
Ремонтировать АКПП без разбора похоже на лечение пациента на основании его внешних симптомов и той информации, которую он сам донес до врача. То есть лечение без каких-либо анализов. А в медицине на каждый симптом может быть по нескольку сотен диагнозов.
При странном поведении АКПП, хаотично-появляющейся ошибке, можно проверить шлейфы, поменять масло и точно выставить его рекомендуемый уровень. Это может помочь на современных суперточных АКПП БМВ, например, или уставших АКПП с пробегом более 200000 километров.
Так же, без демонтажа можно осмотреть гидроблок, его датчики и шлейфы, которые так же могли быть источником проблем. Однако для автомобилей с пробегом более 120000 или не выходит из аварийного режима, все вряд ли закончится таким простыми процедурами.
Определять детали, которые нуждаются в замене «на слух» или другим магическим способом без вскрытия коробки крайне не рекомендуется.
Самыми частыми причинами досрочной поломки автомата является нарушения правил её эксплуатации. Действия, точно приводящие к неисправности АКПП:
- Агрессивная езда и пробуксовки;
- Халатное отношение к состоянию трансмиссионной жидкости, фильтра, не выполнение обслуживания в сроки;
- Несвоевременная смена раходников: сальников, уплотнителей, соленоидов и их проводки.
Все это приводит примерно к одной картине – масляному голоданию внутри коробки и повышенному износу её частей.
После 120000-200000 километров пробега в любой коробке наблюдается значительный износ деталей и всегда необходим капитальный ремонт и диагностика, или начинаются первые неисправности АКПП. Если его не делать, АКПП способна проехать еще некоторое время, но все равно встанет в один «прекрасный» момент.
Ремонтировать АКПП своими руками достаточно сложно, но вполне возможно при наличии необходимых знаний, навыков, инструмента и помещения. По большей части АКПП снабжены исчерпывающими чертежами и руководствами по ремонту и диагностики, которые можно найти на просторах интернета.
Основные неисправности коробки передач
Течь сальников, колец и втулок
Абсолютно нормальная ситуация после 200000. Неисправности АКПП возникают по причине простого износа и устаревания деталей. Уплотнительные элементы дубеют, трескаются, теряют эластичность и начинают пропускать масло. Эта маленькая неприятность сигнализирует владельцу автомобиля о том, что фрикцион гидротрансформатора стерся до клеевого слоя и теперь не выполняет свою функцию. Он больше затормаживать, а только проскальзывать и страшно перегревается, передавая температуру, возникшую от силы трения прямо в смазку. Грязное масло засоряет насос, уничтожает его сальник и втулку, что приводит к масляному голоданию и его выходу из строя. Помимо этого, масло с останками фрикциона загрязняет и гидроблок. Его каналы засоряются и разрушается под действием абразивной обработки, он начинает работать неправильно и выдавать в коробку нештатное давление. Износу гидротрансформатора предшествует повышение расхода топлива, потеря динамики автомобиля, течи на коробке и посторонние звуки при работе трансмиссии.
Ранее уплотнительные элементы делали из чугуна, и они переживали практически все механизмы коробки. Теперь же их делают из резины и тефлона. Грязное масло способно со временем проделать в них дырки, из которых начинает сочиться масло. Насос пытается исправить ситуацию и гонит туда все больше трансмиссионной жидкости. Поэтому все уплотнительные элементы меняются при каждом удобном случае и выпускаются комплектами.
Недостаток масла
От недостаточного количества или давления масла механизмы коробки перестаёт получать достаточное количества смазки. Фрикционы и стальные диски начинают проскальзывать. Потеря динамики – это явный признак необходимого ремонта коробки и игнорировать его очень глупо. Капитальный ремонт и диагностика в этот период обойдутся дешевле и после них АКПП проживет еще долго.
Если фрикционы сгорели окончательно, то масло скорее всего стало практически черным и точно приобрело явный запах гари. Все фрикционы в АКПП, даже неизношенные пропитались горелым маслом. Собственно, ремонтировать уже поздно, только восстанавливать или заказывать.
Гидроблок
Ранее гидроблоки были практически вечными. Их производиличугунными, не было никакой тонкой настройки, расчетов и каналов, рассчитанных до долей миллиметра. Современный гидроблок делается из мягкого алюминия с массой тоненьких каналов. Которые очень легко забивается мусором из масла и им же растачиваются, как напильником. Теперь их необходимо периодически чистить, обычно эта процедура производится при капитальном ремонте. Их ресурс один из самых маленьких среди деталей АКПП, а поломки стали привычным делом.
Частички мусора или забивают золотники с соленоидами, что приводит к их залипанию или растачивают их каналы, что приводит к нештатной работе тонкой электроники. Результат всегда один – при нештатной работе хотя бы одного клапана в одном из сцеплений наблюдается или избыток давления, или его недостаток, фрикционы начинают проскальзывать и умирают, далее утягивая за собой всю коробку, которая теперь ездит на сгоревшем масле.
Плунжеры соленоидов, забитые маслом, залипают и это приводит к их переключению через раз, наблюдаются рывки и толчки.
Но и этого инженерам было мало. Проводку электрической части АКПП они начали производить в виде шлейфов толщиной с человеческий волос, а электронный блок управления из салона автомобиля перенесли в саму гидравлическую плиту. Чтобы он лучше перегревался очевидно.
С помощью такого хитрого решения электроника АКПП тоже стала очень ненадежным местом. Маленький отсоединившийся проводочек может давать очень пугающие симптомы поломки в виде рывков и пинков в переключении коробки.
Признаки неисправности АКПП в гидроблоке:
НЕ ТРАТЬТЕ ДЕНЬГИ НА ПЕРЕКРАСКУ!
Теперь Вы сами сможете всего за 5 секунд убрать любую царапину с кузова вашего автомобиля.
- Коробка хорошо работает только на холодную/горячую. Загрязнение соленода.
- Автомобиль не может тронутся, реверс работает. Дело в клапане.
- Передачи не активируются. Сломался соленоид.
- Работают только реверс и первая передача. Заел клапан.
- Пробуксовка по мере движения в горку. Соленоид или каналы гидроблока.
- Удары и рывки при работе трансмиссии. Такие поломки могут вызывать загрязнение гидроблока и обрыв проводки.
- Машина глохнет, при переходе на следующую передачу, если не газовать. Заел клапан, поломки произошли в механической части АКПП.
«Железо». Планетарная передача, хабы и суппорта
По мере износа коробки и уплотнительных элементов в ней увеличиваются вибрации. Помножьте это на масляное голодание и получите совсем не идеальные условия для соприкасающихся деталей из металла. Они начинают истираться, крошится, лопаться. Поломки в «железной» части автомата характеры для возрастных машин, на новых возникают нечасто.
Вероятные поломки железа:
- Гул, вибрация, нарастающие по мере ускорения. Усталость подшипника, втулки или планетарной передачи;
- Машина не едет, задняя скорость есть. Износ втулки, фрикционного диска, муфты, обрыв манжета поршня.
- Пропал реверс и 3-4 передачи. К пунктам, описанным выше прибавляется срезанное шлицевое соединение.
- Нет только реверса.Усталость тормозной ленты, пакеты сцепления, обрыв манжеты поршня или штока, сломан весь пакет торможения.
- Машинане может тронуться и не реагирует на переключения селектора. Не включается задняя скорость, передняя включается при нажатии педали газа. Смерть гидротрансформатора, масляного насоса, фрикционов, тормозной ленты, поршней, всех уплотнительных колец. Стоит проверить щуп, может в трансмиссии просто нет смазки.
- Толчки при смене положения селектора, но автомобиль буксует. Маловато масла, забит фильтр, умер гидротрансформатор.
- Автомобиль буксует при штурме подъемов. Маловато смазки, износ фрикционов, поршней, масляного насоса.
- Пробуксовка при старте с места. Изношен гидротрансформатор, сцепления, манжеты муфты.
- Машина едет на нейтрали как на скорости. Неверная регулировка селектора передач, неисправность его датчика, заел поршень, фрикционные диски слиплись.
- Смена передач происходить только на больших скоростях. Неверная регулировка тросика, заедает клапан центробежного регулятора, засорен фильтр, заело дроссельный клапан.
- Пропал кикдаун. Умер датчик или его проводка, заел клапан, не верно отрегулирован тросик.
- Удары и рывки при смене передач. Износ фрикционов или тормозной ленты.
- Машина двигается и начинает движение с места с большим трудом. Умер гидротрансформатор.
- Металлические звуки, гул в коробке. Износ шестерней, подшипников, дифференциала, сателлитов.
- После прогрева АКПП машина не едет. Износ фрикционов.
- Машина глохнет, при переключении передач, если не газовать. Гидротрансформатор.
- Частички металла в поддоне. Износ планетарной передачи, подшипников, сателлитов, втулок, дифференциала.
- Частички пластика в поддоне. Сломалась втулка, шайба, вошер или иной элемент.
- Шарики в поддоне. Рассыпался подшипник.
Расшифровка кодов системы самодиагностики АКПП
Для определения поломок автомата существует собственная электронная система самодиагностики, которая совмещена с общепринятой системой OBD-II.
P0700 | Неисправна блок управления |
P0701 | Ошибки блока управления |
P0702 | Неисправна электрическая часть системы управления |
P0703, P0719, 724 | Неисправен датчик крутящего момента при снижении скорости |
P0704 | Не верные показания датчика сцепления |
P0705 | Не верные показания датчика положений селектора |
P0706 | Не верная регулировка датчика селектора |
P0707-P0710 | Не верные показатели датчика селектора |
P0711- P0714 | Не верные показатели датчика температуры охлаждающей жидкости |
P0715- P0718 | Не верные показания датчика турбины |
P0720- P0723 | Не верные показания датчика частоты вращения вала |
P0725-P0728 | Не верные показания датчика оборотов двигателя |
P0730 | Не верная регулировка АКПП |
P0731 | Не верная регулировка первой передачи |
P0732 | Не верная регулировка второй передачи |
P0733 | Не верная регулировка третьей передачи |
P0734 | Не верная регулировка четвертой передачи |
P0735 | Не верная регулировка пятой передачи |
P0736 | Не верная регулировка заднего хода |
P0740-P0744 | Неисправна муфта сцепления |
P0745-P0749 | Неисправность регулятор давления |
P0750-P0754 | Неисправен первый соленоид переключения |
P0755-P0759 | Неисправен второй соленоид переключения |
P0760-P0764 | Неисправен третий соленоид переключения |
P0765-P0769 | Неисправен четвертый соленоид переключения |
P0770-P0774 | Неисправен пятый соленоид переключения |
P0780 | Неисправен переключатель |
P0781 | Неисправны первый и второй переключатели |
P0782 | Неисправны второй и третий переключатели |
P0783 | Неисправны третий и четвёртый переключатели |
P0784 | Неисправны пятый и четвертый переключатели |
P0785-P0789 | Не верные показания датчика соленоида |
P0790 | Неисправен нормальный режим |
P0801 | Сломан реверс |
P0802 | Неисправен соленоид переключения 1-4 |
P0803 | Неисправна подсветка переключения 1-4 |
P1701 | Неисправен задний ход |
P1703 | Неисправен датчик тормоза |
P1709 | Не определяется режим парковки и нейтрали |
P1711 | Не тестируется датчик температуры |
P1728 | Ошибка датчика скольжения |
P1729 | Ошибка полного привода |
P1740 | Неисправен блок управления крутящим моментом |
P1741-P1744 | Ошибка датчика муфты гидротрансформатора |
P1745-P1749 | Ошибка электронного регулятора давления |
P1751-P1761 | Ошибки соленоидов-шифтовиков |
P1780 | Неисправен блок управления |
P1781 | Неисправен переключатель полного привода |
P1783 | Температура трансмиссии превышена |
P1788- P1789 | Соленоид CCS неисправны |
Автор: Д. Спирин