Гидротрансформатор на АКПП: ремонт и блокировка автозапчасти

Гидротрансформатор – основное устройство в АКПП и механизм, занимающий центральную роль в АКПП, служащий для передачи и преобразования крутящего момента от ДВС на колеса автомобиля.

Устройство гидротрансформатора на АКПП

ф Устройство гидротрансформатора на АКПП

Устройство гидротрансформатора и принцип работы

Сам гидротрансформатор состоит из насосного колеса, реактора, турбинного колеса и блокирующего механизма. Насосное колесо жестко связано с конструкцией гидротрансформатора и при вращении двигателя создает внутри него поток масла, которое течет и вращает колеса реактора и турбины. Реактор (статор) связан с насосным колесом через обгонную муфту, при превышении оборотов по сравнению с насосным колесом статор блокируется и передает на насосное колесо еще больший объем масла, благодаря чему существенно увеличивается крутящий момент.

Поскольку момент передается через вязкое масло, а не через жесткую связку, АКПП и двигатель не подвергаются нагрузкам. Единственными минусами данной схемы являются повышенное выделение тепла и некоторая потеря мощности двигателя, что приводит к повышенному расходу топлива. Сама система сложнее МКПП и соответственно неисправности могут случаться чаще.

Гидротрансформатор очень надежный узел, но и он имеет свои пределы износа и прочности. В нем, разумеется, рано или поздно возникают поломки и неисправности. Неисправная АКПП уже не может правильно снять мощность с двигателя и передать её на колеса. Фрикцион изнашивается неравномерно и масло может начать перегреваться и забивать клапана гидроблока.

Блокировка

Блокировка – это часть конструкции всех современных гидротрансформаторов и играет большую роль в повышении экономичности данного типа КПП. Принцип работы состоит в следующем — когда блокировка активна АКПП работает в режиме жесткой связки двигателя и КПП. Время блокировки обычно определят компьютер. На современных автомобилях блокировка срабатывает на скорости 20 км/ч, что позволяет экономить даже при езде по городу. Блокировка также применяется для торможения двигателем. На тракторах с помощью блокировки реализован запуск моторов с толкача.

Блокировка имеет свои недостатки:
— в момент блокировки передаются ударные нагрузки;
— изнашивает фрикционы и загрязняет масло, что может вызвать неисправности коробки;
— уменьшает комфорт и плавность хода.

Схематичное изображение гидротрансформатора и принцип его работы

Принцип работы гидротрансформатора

Признаки неисправности гидротрансформатора

Поскольку это устройство выполняет роль сцепления, оно изнашивается, вечных фрикционных механизмов не бывает. Продукты износа гидротрансформатора попадают в масло, забивают фильтр и абразивно обрабатывают другие механизмы АКПП, вызывая их поломки и неисправности.

Если не менять масло и не ремонтировать выходящие из строя элементы, можно забыть о плавных переключениях и блокировках и достаточно скоро о том, что автомобиль вообще когда-то двигался.

На пробеге свыше 200000 любая АКПП без капитального ремонта создает такое количество своих продуктов износа в масле, что может сломать клапана соленоида блокировки и другие механизмы, как это часто бывает, например, в Мерседес 210. Если вовремя не слить старое масло, может возникнуть масса неприятных ситуаций. В 210 установлена самая проблема АКПП из всей линейки Мерседес, у которой часто возникают неисправности из-за плохой системы смазки.

Или другой пример: АКПП 4L60, производства General Motors, начала выпускаться с 80-х годов. Установка коробки 4L60 производилась на такие потрясающие автомобили, как Хаммер, Кадиллак, Сааб. Огромные полноразмерные седаны, внедорожники 4L60 она выдерживала с достоинством.

Внутреннее изображение неисправного гидротрансформатора

Внутреннее изображение неисправного гидротрансформатора

После устранений болезней 4L60, получившая улучшенное оборудование стала практически вечной. В начале 90-х 4L60 оснастили электронным управлением и усилили основные элементы. Это ускорило работу 4L60, увеличило ее плавность и повысило надежность. Коробка 4L60 выпускается до сих пор.

Первым в 4L60 вырабатывает свой ресурс главный фрикцион блокировки гидротрансформатора и своими продуктами загрязняет внутренности коробки. Поскольку машины с 4L60 традиционно тяжелые и очень мощные (многолитровые шестерки и восьмерки), то коробка подвержена повышенному износу.

Удаление царапин на кузове автомобиля без покраски.

НЕ ТРАТЬТЕ ДЕНЬГИ НА ПЕРЕКРАСКУ!
Теперь Вы сами сможете всего за 5 секунд убрать любую царапину с кузова вашего автомобиля.

Основные симптомы неисправностей:

      1. Механические или металлические звуки на смене скоростей, которые исчезают при повышении оборотов или начале движения. Такие симптомы указывают, что нужна проверка состояния опорных подшипников, для чего потребуется снять коробку.
      2. Вибрации при разгоне свыше 60 км/ч. Если с течением времени вибрации усиливаются, это означает ухудшение состояния гидротрансформатора. Скорее всего, масляный фильтр забит и масло потеряло необходимые для работы КПП характеристики.
      3. Ухудшение разгонных характеристик указывает, что нужна проверка состояния обгонной муфты.
        Упрощенная схема гидротрансформатора с подробным описанием

        Упрощенная схема гидротрансформатора

      4. Полная остановка автомобиля на передачи и невозможность тронуться – эти признаки могут быть обусловлены повреждением шлица на турбинном колесе, его состояние можно посмотреть, только если снять КПП.
      5. Шуршание и скребущие звуки при запуске двигателя (например, 4d68) могут быть свидетельством износа подшипника между турбинным колесом и корпусом гидротрансформатора.
      6. По стукам и бряканьям при переключении передач можно определить повреждение лопаток, или же облом одной из них, проверить это можно только после снятия коробки.
      7. Появление на масле кусочков металла, пыли, грязи, вспенивание масла, его резкое потемнение может свидетельствовать о повреждении механизмов коробки. Хотя масло могли и просто не менять слишком уж долгое время. Если промыть новым маслом АКПП, она в любом случае должна заработать лучше, замена масла часто решает массу проблем. Кроме всего этого, иногда при нарушении герметичности системы охлаждения антифриз попадает в масло. Если ви видите, что масло с примесями, в любом случае его стоит слить. Проверка масла производится по технологическому регламенту примерно раз в 30000-60000 километров. Резкое падение уровня масла может означать неисправность корпуса АКПП или элементов системы охлаждения.
        Процесс замены масла в АКПП

        Процесс замены масла в АКПП

        Мог протечь сальник гидротрансформатора. Если масло где-то течет, то это можно определить после ночной стоянки по луже под моторным отсеком автомобиля. Такая проверка может спасти от смертельной для АКПП поездки без масла. Сальник АКПП традиционно выходит из строя на пробеге в районе 200000 километров и это нормально. Если сальник немного подтекает, это уже явный сигнал водителю о том, что необходимо его вмешательство. Сальник гидротрансформатора мог потерять свою герметичность как от времени, так и от деформации корпуса КПП. Скорее всего, необходима замена сальника и снятие КПП. Если сальник в нормальном состоянии и всему виной кривой корпус КПП, понадобится его шлифовка, иначе новый сальник также не будет обеспечивать герметичность. Современные автомобили Вольво, к примеру, имеют продвинутую систему самодиагностики. Система самодиагностики Вольво сама укажет, что масло вышло из строя и АКПП перегревается, на табло высветятся ошибки в работе АКПП. Одна из ошибок указывает срок эксплуатации и когда настало время слить старое масло. Диагностику протечек и состояния масла можно провести своими руками.

        Приборная панель Вольво с системой самодиагностики

        Приборная панель Вольво с системой самодиагностики

      8. Запах гари и другие признаки перегрева свидетельствует об износе фрикционов и перегреве всей конструкции. Необходима проверка их состояния. Принцип работы фрикционов заключается в передаче момента и они неизбежно изнашиваются из-за прикосновения с движущимися частями механизмов.
      9. Глохнущий двигатель 4d68 при переключении передач может означать выход из строя управляющего блока трансформатора и это очень печальная неисправность, намекающая, что скоро предстоит установка нового.

Ремонт

Несмотря на кажущуюся сложность механизма, ремонт гидротрансформатора АКПП достаточно прост и возможен своими руками, если есть необходимое оборудование (скорее собственный сервис) и знания, конечно.

Масло для АКПП Mobil ATF3309

Масло для АКПП

Сам по себе этот узел не из дешевых, ремкомлекты стоят на него по-разному в зависимости от производителя коробки, иногда дешево, иногда нет. Но главная составляющая стоимости его ремонта – это работы. Они требуют демонтажа коробки и её полной разборки, за которой следует установка новых деталей и коробки на место, достаточно трудоемки. Определить стоимость ремонта невозможно до снятия и полного осмотра коробки. Своими руками проще всего слить и поменять масло, остальные процедуры лучше доверить профессионалам. Однако, существенно сэкономить можно именно снять АКПП собственноручно, для чего потребуется яма, комплект ключей и еще пара человек чтоб донести коробку до автомобиля, который отвезет её в сервис.

Оборудование для ремонтных работ АКПП достаточно дорогое и его список весьма широк. Для комфортных работ понадобиться подъемник, кран для снятия коробки (весит она немало), комплекты ключей, шестигранников, динамометрические ключи, отвертки, тестировочное оборудование для проводки и датчиков оборудование для диагностики работы электронного блока управления, оборудование для промывки АКПП и замены масла (установка)

Если случилась неприятность, бежать за контрактной или новой коробкой сразу не стоит. Стоимость ремонта может быть ниже новой коробки, а при покупке контрактной можно также попасть на уже неисправную. Восстановленные АКПП, в которых произведена замена всех вышедших из строя деталей и иногда даже заводских браков, могут проехать куда больше чем контрактная коробка.

Процесс восстановления АКПП

Процесс восстановления АКПП

Для ознакомления ниже приведены цены по ремонту без снятия установки АКПП для автомобилей с двигателем 4d68 в двух крупных городах России:

  • Замена сальника в Воронеже – от 4000 до 6000 рублей;
  • Замена гидротрансформатора в Воронеже – от 3000 до 5000 рублей;
  • Ремонт гидротрансформатора в Воронеже  — от 3500 до 7000 рублей;
  • Замена опорных подшипников в Воронеже — от 1200 рублей;
  • Замена гидротрансформатора в Новосибирске — от 4000 до 6000 рублей;
  • Ремонт гидротрансформатора в Новосибирске  — от 4000 до 9000 рублей;
  • Своевременный ремонт гидротрансформатора способен спасти АКПП автомобиля, продлить её срок службы и уберечь автовладельца от покупки новой коробки.

Автор: Д. Спирин

Оцените статью:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 4,50 из 5)
Загрузка...

Сохраните ссылку чтобы не потерять, она Вам понадобиться:

Оставить комментарий

Нажимая на кнопку отправить, я принимаю условия пользовательского соглашения , а также ознакомлен и согласен с политикой конфиденциальности и даю согласие на обработку моих персональных данных